Галлерея О художнике Фотогалерея Мастерская Контакты с Анной Павловой

О художнике


Художественная роспись шкатулок
Художественная роспись брошек
Рабочее место художника-живописца
Руководитель художественного кружка в пионерском лагере
Поздравление с Новым 2006 годом

Павлова Анна Эдуардовна родилась в Москве. Рисовать любила с детства. С удовольствием принимала участие в художественном оформлении стенгазет в школе и в детских лагерях, но стать профессиональным художником даже не мечтала. Окончила технический ВУЗ и проработала в НИИ программистом 10 лет.

В 29 лет А. Павлова поступила на художественные курсы при московском Музее декоративно-прикладного искусства и в течение трёх лет осваивала декоративную роспись по дереву в исторической народной технике: северо-двинская и мезенская росписи, мстера, хохлома, полукистевая роспись и другие. Было разрисовано множество расписных досок, сит, яиц, брошек, шкатулок, даже серия прялок. Доски, сита, шкатулки выполнялись обычно в северо-двинской и полукистевой росписи, а также под хохлому, брошки и пасхальные яйца - в очень тонкой технике мстеры. Сюжеты выбирались, в основном, сказочные. Большинство этих вещей было продано на художественном рынке в Измайлове в начале 90-ых годов. И когда представилась возможность перейти на работу в малое предприятие по художественной росписи мебели, Аня без колебаний оставила опостылевший НИИ - шаг безумный, по тогдашним понятиям сослуживцев. Вот и пригодилась так полюбившаяся Ане техника полукистевой росписи.

Но здесь Аню поджидала беда: она раньше носила очки, но теперь и они не помогали: цвета тускнели, очертания предметов стали расплываться. Что значит потерять зрение для человека, только-только почувствовавшего себя художником?! Аня решилась на двойную операцию в клинике Святослава Фёдорова. Шесть месяцев, в период реабилитации, она не могла работать. Но вот всё позади. Какое счастье смотреть на мир без боли и напряжения.

В 1993 г. А. Павлова переходит на работу художником-оформителем в Российскую Академию государственной службы при Президенте Российской Федерации, где быстро осваивает шрифтовое письмо, каллиграфию, компьютерную графику и другую оформительскую технику, становится специалистом по художественному оформлению симпозиумов, съездов, конференций. В это же время А. Павлова пробует силы в живописи. Все сюжеты черпает из окружающего мира: букеты цветов, натюрморты, пейзажи всех времён года, городские мотивы. Как правило, работы выполнены маслом, но некоторые исполнены в акварели. Характерное отличие всех работ - полное отсутствие уныния: художница смотрит на мир только светлым взглядом. Основные размеры картин: 50 х 60 см и 60 х 80 см. Параллельная работа в течение шести лет художником в детском летнем лагере от Академии, создание больших декоративных панно, афиш, сценических декораций, ведение кружка изобразительного творчества для детей в то же время выявила педагогический талант Павловой. Её картины, выставленные в стенах Академии, пользуются большим успехом среди сотрудников и студентов Академии, участников конференций и симпозиумов, российских и иностранных гостей.

Большое количество работ А. Павловой находится в частных собраниях в России и за рубежом. Несколько образцов представлено на германском выставочном сайте WWW.VIARTIS.COM.

Анна Павлова является членом Творческого союза профессиональных художников.



Январь 2006 года


Художественная роспись прялки
Работа художником-оформителем
За работой над картиной

Иллюстрированный художественный альманах АРТКОВЧЕГ
На персональной выставке
Монастырский сад

Статья о жизни и творчестве художницы Анны Павловой в иллюстрированном художественном альманахе «АРТКОВЧЕГ» №1 2011 года журналиста-искусствоведа Льва Сафонкина.

АННА ПАВЛОВА. О жизни и творчестве.


Если посмотреть на работы Анны Павловой, то заметно, что она прекрасно знает, сколь истинного эффекта способна добиться, когда ей действительно удается наделить реальной жизнью свои картины. Ее работы – это, в основном, натюрморты и пейзажи. В основных реалистических школах прошлого и в наше время заметен неувядающий интерес к таким жанрам, как натюрморт и пейзаж. Об этих жанрах можно сказать, что и теоретики-эстетики прошлого, да и сами художники считают их противоречивыми. Те из них, кто придерживался иерархической классификации жанров (полагая, что она существует и обладает объективной ценностью), сходились на том, что натюрморт и пейзаж – весьма скромные жанры. Их доводы были просты. Их классификация живописных жанров исходила из иерархии изображаемых сюжетов. После Бога наиболее достойный герой сюжета – человек. С этой точки зрения можно было только пожалеть художника, посвятившего свой талант и время тому, чтобы воспроизводить зримый облик столь обыденных предметов, как цветы и обстановка, а также картины природы. На натюрмортах и пейзажах изображения тихо живут своей жизнью, но порой они перерастают свою обыденность; порой они и сокровенно существуют….

Под руками мастера на картинах Павловой происходит полное совпадение живописных средств с обозначаемой ими глубинной реальностью. Происходит преображение – чувственное, воспринимаемое глазом художественное выражение акта бытия, которое зритель невольно становясь мыслителем, помещает в результате исследования, в сердцевину реальности.

Впрочем, именно об этом хорошо говорил Эжен Делакруа: «Живопись – ремесло самое трудное и самое трудоемкое; для него необходима эрудиция, как у композитора, и блеск исполнения, как у скрипача».

В том же тоне утверждал Рейнолдс: «Ценность и уровень любого искусства связаны с долей вложенного в него ментального труда или с умственным удовольствием. В зависимости от соблюдения или несоблюдения этого принципа наша профессия становится свободным искусством или ремеслом».

Анна Павлова помнит себя с четырехлетнего возраста. И самые яркие воспоминания того периода – как она рисовала цветными карандашами на белых листах бумаги. Ей бы продолжать свое развитие в художественной школе. Но судьбе было угодно, чтобы она занималась искусством, но не в художественной школе, а в музыкальной, которую она успешно окончила. Однако рисование всегда оставалось ее первой любовью. И для окружавших ее учителей и товарищей это не было секретом. Она с успехом выпускала стенную газету. И не только в школе, но, по инерции, и в НИИ, в который поступила работать. Училась на вечернем отделении и стала опытным программистом.

Хотя дела на работе шли хорошо, (а вскоре у нее появилась своя семья, родился сын), она не чувствовала себя счастливой. Чего-то не хватало, она сама не могла понять, чего именно. И вдруг - озарение. По радио шла передача о художественных промыслах и в конце желающих пригласили записаться на курсы по художественной росписи.

Когда Анна приехала записываться, то чуть не опоздала. Оказалось, что группа уже набрана. Однако она так горячо убеждала преподавателя, что это определяющая цель ее жизни, что он согласился и, сказав, что одним человеком меньше, одним больше – все равно, записал ее последней.

На занятиях она сразу почувствовала, что это именно ее настоящее призвание. Именно то, чего ей так недоставало для полного счастья в жизни. Она быстро схватывала особенности росписи разных школ. Все получалось так споро, точно она не обучалась всему заново, а словно припоминала то, что когда-то уже было в ее жизни.

Преподавательница считала ее лучшей ученицей. Постепенно у нее скопилось изрядное количество ученических работ. Она сначала не знала, что с ними делать, а потом кто-то посоветовал ей отнести все на вернисаж в Измайлово. Она взяла маленький складной столик и отправилась туда в ближайшее воскресенье. Стоять долго не пришлось Расписанные ею шкатулки и яйца расхватали моментально. Так у нее появилось хобби, которое на каком-то этапе стало основным занятием ее жизни. Работать в НИИ и одновременно вечерами заниматься художественной росписью было тяжело чисто физически. К тому же такого напряжения не выдержали ее глаза. Зрение испортилось. Предстояла операция. Ради занятия любимым делом она решилась лечь в глазную клинику Федорова. Со временем все образовалось, врачи ей восстановили зрение.

И снова неожиданный поворот в судьбе. Ей как специалисту-программисту и, одновременно, художнику предложили престижную работу дизайнера в Академии госслужбы при Президенте РФ. И одновременно она начала писать картины. В основном натюрморты и пейзажи. Иногда портреты. Особенно хорошо, точно живые, у нее получаются на портретах глаза. Она их пишет беличьими кисточками – привычка к мелкой работе, которая сформировалась при росписи шкатулок и брошей. Она член Творческого союза профессиональных художников. В Государственном выставочном зале «Музей Измайлово» и в концертном зале Государственной библиотеки Украинской литературы у нее прошли персональные выставки.

У Анны Павловой есть работы, отмеченные особой теплотой сердца, хотя созданы в «холодной» зимней, снежной палитре. Это, в первую очередь, очень уютная «Сова», созданная в 2009 голу, и уже в году следующем обратившая на себя внимание на большой коллективной выставке в Государственном выставочном зале «Творчество» в Москве. Это своего рода портрет ночной птицы – жительницы лесов, которая уютно распустила перья средь заснеженных еловых ветвей. Обращает внимание ее взгляд, внимательно, пристально, настороженно глядящий на зрителя… Ветви прорисованы просто, основной акцент произведения – на птицу, на ее взгляд, который приковывает, зовет в лес, в прохладное таинство русской зимы.

В том же ключе созданы и иные зимние работы Анны Павловой. Отметим – «Снегири», «Синее Рождество». Особенное очарование среди работ этого направления несет изображение, названное «Вечереет», на нем скрытая в лесу деревянная православная церковь. Может быть, это старообрядческий старинный скит?.. А может – деревянная церковь времен допетровских, каких не мало было под Архангельском… Или вот «Свет зимнего города» - работа более условная и изображенные здания издали не столь конкретны, видимо это оттого, что город в восприятии горожанина будто бы психологически смазывается, лишается своей бытовой, повседневной конкретики…

Совсем иной характер, совсем иная тональность наблюдается у Анны Павловой в ее серии «Яркость закатов», здесь особенно привлекает – «Уходящие в даль облака» (2005), в цветовом отношении это богатая, яркая, сложная работа, в которой провидится несколько спускающихся сверху вниз художественных планов. Небо представлено своеобразной овальной панорамой, на нем – серо-синие вечереющие облака, - над краснеющим, опускающимся в красную реку, мощно изображенным пылающим закатом!.. Чувство природы в этой картине сравнимо с доминант аккордом оркестра при исполнении симфонии…

И снова иной, решенной в другом ключе, предстает серия «Монастыри России», в составе которой уютом, спокойствием, тихой ясностью веет от «Монастырского сада». Мы стоим прямо перед входом в старинный белый кремль, перед приоткрытыми деревянными резными воротами. И вот прямо перед воротами, - слева и справа цветы, а за воротами, в даль – лишь редкие деревца. Видать не высажен еще монастырский сад, или он скрывается там, в глубине двора, невидимый за воротами, за стеною… Непременное качество художницы, которое еще не раз будут отмечать у нее художественные критики, - это уют, разлитое по всему полю холста чувство умиротворенности, знакомое нам по впечатлению, которое мы получаем, глядя на избранные картины русских художников XIX века. Конечно, живопись А. Павловой не так фантастико-романтична, как было принято в старь, художницу интересует прежде всего то, что она конкретно изображает; но, тем не менее, открытая сердечность помогает ей создать теплый эмоциональный «тон», - истинный «камертон» ее произведений. Сказанное особенно верно в отношении очень теплого, душевного «Бабушкиного окошка» (2006), входящего к цикл «На даче». Это апофеоз уюта! Так пленяет нас и богатая резьба наличников окошка, и органично льнущие к срубным бревнам стены садовые цветы, и трогательно висящие над горшками с цветами, занавески… Если бы формировалась выставка, говорящая о глубинной, деревенской России, то работы Анны Павловой этой серии многое рассказали бы верного и россиянам, и людям, живущим очень далеко, и никогда не бывшим в России…

Исключительно разнообразны темы художницы. Освоив для себя зимний и осенний пейзажи, натюрморты, она успешно взялась так же отразить и красоту парусников, катамаранов… От парусов малых судов по речной воде расплываются цветные отражения. Это на картине «Отражение парусов» (2003), тут иное цвето-световое решение, иной стиль. Сходно полотно «Перед регатой» (2002), где прямо абстрактными произведениями искусства предстают многоцветные паруса речных катамаранов, пришвартованных к берегу. Художница любуется плавными, гармоничными, «соцветиями» этих парусов которые нам видятся важной и основной эстетически наполненной частью картины, которая определяет и сюжет и главное впечатление от всего холста.


Журналисты-искусствоведы Лев Сафонкин, Станислав Айдинян.

Иллюстрированный художественный альманах «АРТКОВЧЕГ» №1 2011 г.


Солнце в чашке
Бабушкино окошко
Отражение парусов
Уходящие в даль облака
Яндекс цитирования Rambler's Top100